Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности :: Фуко Мишель
Страница:
524 из 530
Он анализирует сложившийся в античной философии принцип "заботы о себе", его соотношение с принципом "познай самого себя", и в этом контексте обращается к различным практикам заботы о себе, или, как он говорит, "практикам души", особое внимание уделяя
_________
30 "Ретроспективно", поскольку в то время никто не знал ни того, что Фуко умирает, ни того, что он умирает от СПИДа. Знал ли об этом сам Фуко? По словам одних, он не знал об этом до самого конца, по версии же других знал, по крайней мере - догадывался начиная с зимы 84 года, когда он сообщил об этом {i}Жоржу Дюмезилю,{/i} с которым его связывала тридцатилетняя дружба и которого он считал своим "духовным учителем".
{i}442{/i}
при этом так называемому {i}praemeditatio malorum -{/i} заблаговременному размышлению о грядущих бедствиях. Это упражнение, пишет Фуко, очень прилежно практиковалось стоиками, и не только ими. И он завершает текст резюме этих лекций словами: "Особую ценность размышлению о смерти сообщает не только то, что оно предвосхищает самое большое - по общему мнению - несчастье; не только то, что оно позволяет убедить себя в том, что смерть не есть зло; оно предоставляет возможность бросить - так сказать, в предвосхищении - ретроспективный взгляд на свою жизнь. Рассматривая себя самого как бы на пороге смерти, можно судить о каждом из действий, которые сейчас совершаешь, в его собственной ценности. Смерть, говорил Эпиктет, берет пахаря, когда тот пашет, матроса - когда он в море: "А ты, при каком деле хочешь ты быть взят?".
|< Пред. 522 523 524 525 526 След. >|