Страница:
937 из 948
Смешно ссылаться на почитание портретов императоров, ибо одной беззаконной вещью нельзя оправдывать другое беззаконие. Напрасно греки величают свой собор вселенским. Он не выражал веры всей церкви. Папу Адриана за письмо к Ирине «Карловы Книги» критикуют смело, над аргументами Василия Великого смеются, Григория Нисского знать не хотят.
В капитулах Франкфуртского собора 794 г. так уточняются их иконоборческие формулировки:
1. Оба собора (754 г., 787 г.), бесславные и неудачнейшие (infames et ineptissimi), вышли из границ истины, ибо: а) хотя иконы и не идолы, но б) поклоняться им не следует.
2. Одного только Бога следует чтить и поклоняться Ему (adorandus et colendus).
3. Почитать (venerare) следует только святых.
4. Бывает и «поклонение» (adoratio) людей, но это только из вежливости и особой любви.
5. Иконы нельзя ни adorare, ни colеre, ибо они мертвы и дело рук человеческих. Они лишь для украшения церквей и для священных воспоминаний.
6. Иконы можно иметь и не иметь. Собор 787 г. не прав, анафематствуя не имеющих икон.
7. Иконы нельзя уравнивать со священными сосудами, евангелием, крестом, останками святых. У святых даже тела и одежды мы veneramus.
8. Безумно возжигать свечи и курить фимиам.
9. Но, с другой стороны, как предметы священные, иконы не следует ставить в местах нечистых, например при дорогах.
Таким образом, франки не поняли самого главного в догматической работе VII Вселенского собора, именно различения между λατρείαи προσκύνησις, ибо их перевод всюду переводит προσκύνησιςкак adoratio.
|< Пред. 935 936 937 938 939 След. >|