Введение в социальную философию   ::   Момджян Карен Хачикович

Страница: 102 из 830

Чтобы убедиться в этом, говорят "сциентисты", попробуйте растолковать профану кантовское отличие трансцендентности от трансцендентальности или гегелевское пониманиесубстанции. Сделайте это, и вы поймете все отличие между забавами "антисциентизма" и серьезной интеллектуальной работой, необходимой для изучения подлинной философии. Вы поймете тот своеобразный принцип "экономии мышления", который составляет тайную подоплеку "антисциентизма", поскольку его адепты нередко обращаются к афоризмам Ницше и прочим "философским развлечениям" лишь потому, что не в состоянии осмыслить ни одного параграфа из "Науки логики" великого Гегеля.

Столь же бескомпромиссно ведут себя многие сторонники ценностного понимания философии, которые стремятся опровергнуть саму возможность "научной философской работы" [31].

В действительности речь должна идти о самом тесном сотрудничестве между различными ветвями философии, что позволило бы реализовать кантовский идеал философствования, ответив людям на три главных вопроса: "что я могу знать?", "что я должен делать?", "на что я могу надеяться?" Важно лишь, чтобы проблемы рефлексивной философии не решались на основе ценностных предпочтений, а валюа-тивная философия не выдавала бы себя за научно обоснованную истину, претендующую на объективность и единственность.

Иными словами, речь не должна идти о взаимопересечении философских традиций, что вовсе не исключает их взаимодополнения. В самом деле, научное суждение о мире не обязано избегать ценностных мировоззренческих выводов [32].

|< Пред. 100 101 102 103 104 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]