Страница:
792 из 830
Как сумма разрозненных деталей, лежащих на столе, не составляет работающих часов, так и совокупность солдат, не связанных особыми интегралами взаимодействия, не может составить боеспособной армии. Эти интегралы, не зависящие в своей сущности от желаний или нежеланий отдельных военнослужащих, предполагают деление современной армии на полки и дивизии, рядовых и офицеров, саперов и артиллеристов; включают в себя институт единоначалия как совокупность социальных структур и культурных механизмов поведения, обеспечивающих безоговорочное подчинение приказам; наличие объективной "технологии" боя, учитывающей его оборонительный или наступательный характер, и т.д. и т.п.
Можно согласиться с мнением, согласно которому "решительно "отрезав" коллективно-всеобщее от индивидуального (единичного), Дюркгейм... избавил науку не только от индивидуально-психологического "субъективного произвола", но и от реального эмпирического субъекта социального действия, измыслив вместо него теоретическую фикцию - коллективного субъекта... Более того, перенеся свою "социальную субстанцию" на полюс "коллективности", он на самом деле десубстанциализировал, деуниверсализировал ее, отрубив от того самого " вот этого" индивида, взятого во всей его конкретной единичности, который и связывает социальное с универсальным. " (История теоретической социологии. Т. 1. М., 1995. С. 14).
Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991. С. 79.
Франк С.Л. Духовные основы общества. С. 39 - 40.
|< Пред. 790 791 792 793 794 След. >|