Введение в социальную философию   ::   Момджян Карен Хачикович

Страница: 813 из 830

Смело идя против господствующих взглядов, Сорокин стремился на собственном примере убедить социологов-эмпириков в "выгодности" союза с общесоциологической и социально-философской теориями, раскрыть эвристические возможности последних, доказать, что ученый, который, отказывается расширить свой кругозор до понимания "социального вообще", существенно снижает свои шансы на получение конкретных, практически значимых истин. В результате самоотверженной "миссионерской" деятельности Сорокин, по общему признанию, внес немалый вклад в постепенное изменение парадигм западного социального мышления, когда, по словам Э. Ликкок, "широко распространенное недовольство абстрактными теоретическими системами сменилось в свою очередь растущим разочарованием в науке, ограничивающейся изолированным изучением бесконечного числа отдельных явлений".

Нужно сказать, что, отстаивая престиж фундаментальной теории, Сорокин мог быть убедительным потому, что никогда не демонстрировал присущего многим теоретикам снобистского пренебрежения к реалиям общественно-исторической жизни. Отказ от "слепого фактоискательства" сопровождался у него столь же последовательным отказом от методов априорно-спекулятивного мышления, в процессе которого он пытался доказать эмпирикам, что понятия "теория" и "априоризм" отнюдь не являются синонимами. Полагая, что высокая социальная теория "должна исходить из фактов, идти к фактам и давать обобщения, основанные на тщательном анализе фактов" (Система социологии. Т. 1.С. XI), Сорокин стремился подвести под свою концепцию прочный эмпирический фундамент.

|< Пред. 811 812 813 814 815 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]