Страница:
66 из 71
257 - 259, принятые рядом издателей за неподлинные и Анненским не переведенные: "Ведь не было случая, чтобы у эллинов или варваров женщина снесла яйцо, как говорят, родила меня Леда от Зевса". Издатели, исключающие эти стихи из текста, ссылаются на ст. 17 - 21, где Елена выражает сомнение в своем происхождении от Зевса; однако миф о рождении Елены от союза Леды с Зевсом, явившимся к ней в образе лебедя, впервые вводится в литературу как раз Еврипидом в произведениях последних лет его жизни (см. "Елена", ст. 214, 1144; "Орест", ст. 1387; "Ифигения в Авлиде", ст. 793 - 797).
Ст. 276. Все - рабы ведь у варваров... - Обычная для общественной мысли афинян характеристика "варваров" как рабов единодержавного деспота.
Ст. 375 сл. Каллисто - аркадская нимфа, отдавшаяся Зевсу. Согласно различным вариантам мифа, то ли разгневанная Гера превратила ее в медведицу, то ли сам Зевс, чтобы скрыть Каллисто от Геры.
Ст. 381 - 384. Еврипид излагает здесь вкратце какой-то местный миф, бытовавший на о. Кос и подробнее не известный.
Ст. 384. Еще один пример очень редкого в античной драме ухода хора с орхестры посередине пьесы (см. примеч. к "Алькесте", ст. 747 сл.).
Ст. 395. Им не навязан был я...- Полемическое опровержение традиционного варианта мифа, согласно которому Тиндарей обязал женихов Елены мстить за возможное оскорбление супружеского ложа ее будущего избранника. Этот мотив встречается уже у Гомера ("Илиада", П, 339 - 341); особенно подробно он был развит у Гесиода, затем у Огесихора в поэме "Елена" и принят самим Еврипидом (см.
|< Пред. 64 65 66 67 68 След. >|