Елена   ::   Еврипид

Страница: 69 из 71

.

Ст. 1089. Следы ногтей кровавые... - Раздирание щек в кровь составляло обязательный атрибут погребального вопля.

Ст. 1098. Дочь Дионы. - Афродита, по одному из вариантов мифа - дочь Зевса и древнего женского божества Дионы.

Ст. 1129 - 1131. Там, на Евбее, огни он зажег... - Речь идет снова о Навплии (см. примеч. к ст. 766 - 769).

Ст. 1173 - 1176. Ахеец объявился... - От кого Феоклимен успел узнать о появлении в его владениях ахейца, остается неизвестным.

Ст. 1241 - 1252. Обряд, описываемый Еленой египтянину, фантастичен: на самом деле утонувшим в море ставилась "пустая гробница" (кенотаф) на суше.

Ст. 1301 - 1368 - "дифирамбический стасим" такого же типа, как в "Ифигении в Тавриде" (см. примеч. к ст. 1234 - 1283). Содержание его составляет, как и там, "священное повествование" - на этот раз о похищении Аидом Персефоны, дочери богини земледелия и плодородия Деметры. Последняя при этом отождествляется с фригийской Великой Матерью - богиней Кибелой (Мать блаженных, гор царица, мчащаяся в колеснице с львиной запряжкой), экстатический культ которой сближался с шумным, оргиастическим ритуалом Диониса. Смысл ст. 1353 - 1357 остается не вполне ясным: с какой стати спартанка Елена должна была посещать празднества фригийской Матери или даже афинские таинства в честь Деметры? Некоторые ученые видят здесь намек на положение дел в современных Еврипиду Афинах, где неудачи в ходе Пелопоннесской войны вызвали падение религиозного благочестия.

Ст.

|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]