Страница:
13 из 84
В песнях печали звучит мотив о бренности человеческой жизни, в песнях любви все оттенки чувства передаются через образы природы или в связи с ними. Сама же возлюбленная чаще всего сравнивается с цветком. Цветок вишни, сливы - метафора для красавицы, возлюбленной, В отдельно собранных "разных песнях" хризантемы сравниваются с пеной волн, брызги водопада - с жемчугом, белая пена горного потока - с белизной полотна, с облаками, слезы - с жемчугом, яшмой, росой. Роса становится метафорой слез, бренности жизни. Яшмовая нить - первоначально символ всего продолжительного, долго длящегося - под влиянием буддийских учений превращается в символ всего краткого, недолговечного, становится метафорой непрочной, быстротекущей человеческой жизни. Многие образы, сравнения и метафоры приобретают канонический характер. Они повторяются в творчестве разных поэтов в разных вариантах и создают в конце концов замкнутую эстетическую систему. Такая канонизация, выделение особых поэтических тем и образов, сужение художественной сферы поэта - все это на первых порах способствовало отточенности поэтических произведений, вело к совершенствованию поэтического мастер ства и расцвету классических танка. Но с течением времени замкнутая художественно-эстетическая система становится тормозом для дальнейшего развития поэзии, приобретает характер шаблона, а сама поэзия превращается в механическое нанизывание готовых штампов.
|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|