Страница:
133 из 158
Сквозь все стихотворение с его причудливыми поворотами мысли и выпадами против парнасцев, а особенно против "цветочной" альбомно-романсовой мещанской псевдопоэзии, проходит основная идея творчества Рембо этого времени: непосредственное отождествление поэзии и жизни, притом также в ее совсем внепоэтическом, деловом содержании. Поэтому лилиям, "клизмам экстаза", с первых же строф противопоставлены "трудовые растения" - саговое дерево и др.
Строфа III, не во всем ясная, имеет в виду и поэтическую символику: лилии были в гербе и на белом флаге французских королей, это лилии легитимиста месье де Кердреля и сонетов 1830 г.
Незабудки (миозотис) противопоставлялись аристократическим цветам уже романтиками 30-х годов (строфа V).
Как первая часть стихотворения высмеивает лилии, так вторая осмеивает розы в поэзии.
Стих: "Старье берем! цветы берем!" - это продолжающееся осмеяние поэзии штампов.
Третья часть подвергает осмеянию более экзотическую, но столь же скверную своей "красивостью" цветочную флору парнасцев.
Четвертая часть с тем же ироническим пылом утверждает деловую "антипоэзию" утилитарной флоры - хлопка, табака.
В ярко-красный цвет марены (гаранции) были окрашены брюки солдат Второй империи и Третьей республики.
В пятой части, исходящей из Банвилля, рифмовавшего "амур" - "кот Мурр" (персонаж лирико-сатирической книги Э. Т. А.
|< Пред. 131 132 133 134 135 След. >|