Страница:
1187 из 1204
Он отвергал католическое учение о причастии и требовал права для мирян причащаться под обоими видами — хлебом и вином (в католичестве так причащаются только клирики, миряне — только хлебом, т.е. духовенство оказывается не только социальноно и религиозно-привилегированным сословием). Одновременно с религиозными требованиями Гус выставлял и национальные, настаивая на том, что богослужение, проповедь и образование должны осуществляться на чешском языке. Он добился передачи управления Пражским университетом от немцев в руки чехов. Гуса пригласили на Констанцский собор католической церкви (1414-1419) якобы для обсуждения его идей. Председательствовавший на Соборе император Сигизмунд 1 (1363 — 1437; император с 1411 г.) выдал ему охранную грамоту, однако на Соборе Гус был обвинен в ереси, но отказался отречься от своих взглядов и был приговорен к смерти. Отцы Собора заявили императору, что обещание, данное еретику, не имеет силы, и Гус был сожжен на костре. Смерть его вызвала в Чехии возмущение и не остановила распространение его учения. В самом гуситстве возникло несколько течений. Гуситы именовали себя чашниками, т.к. вино для причастия они пили из особой чаши — потира. Умеренное крыло гуситов — именно за ними в конце концов закрепилось название чашников — требовало упразднить привилегии церкви, отменить церковное землевладение, упростить церковные обряды, ввести богослужение на чешском языке и причастие под обоими видами, они выступали также за независимую от Империи чешскую монархию. В 1420 г.
|< Пред. 1185 1186 1187 1188 1189 След. >|