Страница:
225 из 338
Результат всех усилий находился подо мной в виде археологических отложений, и нет никому до них дела.
Рыбаки-иркутяне ни о чем таком не подозревали и не хотели морочить себе голову подобными мыслями. Известие о том, что их табор стоит на месте кладбища, ни на кого не подействовало. А между тем буряты считали кладбища гиблыми местами и старались их не посещать, не говоря о том, чтобы жить на них верхом.
Место, где я находился, кишело бурятскими душами, вернее их центральной частью в виде боохолдоев.
Буряты в старину не имели единого представления о душеустройстве человека. Одни считали, что душа одна, другие полагали, что их целых три. Последние обладали более сказочным жизненным настроем. По их мнению первая душа – преисполнена исключительно доброты, и только она имеет доступ к высшим божествам – Тэнгиям. Вторая – дунда – подвержена воздействию духов, и они могут ее съесть. После человек заболевает и умирает. Если этого не произошло, то после смерти она становится боохолдоем – призраком, духом.
Третья душа постоянно находится при теле и после смерти хозяина остается на месте, оберегая его кости. Как только придет время умирать, первая душа ловится духами Эрлен-Хана и уводится на суд; вторая становится боохолдоем и продолжает жить так, как жил ее хозяин; третья – снова родится человеком.
Буряты так и не смогли договориться между собой о том, где же душа в теле располагается.
|< Пред. 223 224 225 226 227 След. >|