Страница:
26 из 37
Случаи же такого рода, где подобная подстава была неотразимо нужна, чрезвычайно часты и о некоторых из них сохранились отметки в записях протопопа Могилянского, - например, "по благословению ясне в Богу преосвященнейшего Божиею милостию православного архиепископа переяславского и бориспольского писано золотоношскому протопопу Василью Терановичу, что села Ковтунов священник Иона Исидоров 739 года на вечери под Рождество Христово и на самый праздник всенощного утреннего пения и литургии за пьянством не служил, а на другой день хоть была литургия и обхождение вокруг церкви, но однак на новое лето 1 генваря 1740 года всенощного утреннего пения и литургии и указного молебствия опять не справлял за своим небрежением и крайним бесстрашием".
Разумеется, теперь, стоя на полтора века позднее того, когда совершалось это "бесстрашие" отца Ковтуновского - трудно всё это судить, но как и тогда в обычаях православного народа были те же хождения по приходу перед праздником с молитвою "разговейною", и потом на праздниках "с крестом", то ясно, что и тогда, как и ныне, это не могло не утомлять настоятеля прихода, тем более, что условная вежливость требует, чтобы он оказал честь угощениям, предлагаемым в каждом благочестивом доме. Очевидно, что это может вынести не всякий в духовенстве, и потому, случись тут вольнопрактикующий священник, он бы мог быть очень полезен, ибо мог бы вместо изнуренного настоятеля "преподать духовные требы народам", и были бы совершены все положенные моления на Рождество и в день Нового года.
|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|