Страница:
102 из 108
В оценке Лескова жизнь молодого гарибальдийца - это подвиг, заслуживающий вечной памяти в потомстве.
Итак, вторая часть романа во всей полноте раскрывает его художественную логику: только участие в деянии, имеющем благородную внеличную цель, может сообщить человеку нравственную крепость, уберечь его от постыдной роли "чёртовой куклы". Такая концепция "Чёртовых кукол" с очевидностью свидетельствует о существенных сдвигах в миросозерцании писателя в 1880-е гг., об углублении демократических и гуманистических тенденций его творчества.
Творческая история "Чёртовых кукол" сложна. Упоминания о романе встречаются в письмах Лескова начиная с 1871 г. Но наброски "Чёртовых кукол", сделанные в 70-е гг., мало соприкасаются с текстом романа. Каждый из них развивает самостоятельный сюжет. Их герои - жители провинциальной России 50 - 60-х гг. С романом, написанным позднее, они связаны только общей идеей - показом "безнатурного" человека, "чёртовой куклы". Дважды (в 1872 г - в "Московских ведомостях", в 1886-м - в журнале "Новь") писатель намеревался опубликовать произведение под названием "Чёртовы куклы". В 1872 г. переговоры Лескова с редакцией "Московских ведомостей" закончились неудачно. Нарекания вызвало уже название романа, прозвучавшее резко и бранно. Причины расхождения с журналом "Новь" неизвестны.
Если судить по дате на рукописи, роман вчерне был завершён к 1889 г. Некоторые изменения Лесков вносит в текст при подготовке первых глав к печати.
|< Пред. 100 101 102 103 104 След. >|