Чтоб камни сделались хлебами (Норман Мейлер и искушения Христа) :: Апдайк Джон Хойер
Страница:
10 из 13
Именно такой Иисус, живой человек, смертельно надломленный выпавшей на его долю нечеловеческой миссией, и действует на страницах этого евангелия, написанного скептиком Мейлером, евреем, который не думал креститься, чью мать в детстве (как он признался винтервью "Эт рэндом") одноклассники-католики в ирландском районе Нью-Джерси обзывали "убийцей Христа". Мать так до конца жизни и не понимала, как может ее сын дружить с ирландцами.
* * *
В "Евангелии от Сына Божия" с начала до конца сохраняется уравновешенная благостность. В этом удивительная сила и, возможно, слабость книги, которую тесть, Мейлера баптист, будет, как мне кажется, читать без напряжения. Не то что другие биографии Иисуса (как, допустим, вышедшую из-под пера А. Н. Уилсона), где повествование беспрестанно прерывается колкими насмешками и гипотезами вроде "что было бы, если...". В эту книгу органично включены все основные сотворенные Христом чудеса, вплоть до воскресения. Мейлер, в чьей прозе не единожды поселялись мистические эманации, вполне по-свойски управляется с библейскими бесами, а Сатане отводит большую роль со словами. Теологически Мейлер тяготеет к манихейству; его Иисус, к примеру, говорит в послесловии: "Бог и Маммона по-прежнему стремятся завладеть людскими сердцами. Но, поскольку силы у борцов примерно равные, торжествовать победу ни Бог, ни Сатана не могут". Манихейство, разумеется, старая, почтенная ересь, которая пытается оправдать плачевное состояние человечества слабостью Бога. Кстати, Мейлер приравнивает Сатану к Маммоне по собственному почину. На самом деле "маммона" вовсе не божество, на арамейских языках это слово означает "богатство".
* * *
Иуда у Мейлера - радикал шестидесятых годов, отпрыск богатой семь�
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|