Дневник провинциала в Петербурге   ::   Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Страница: 562 из 581

с белозерского суда, которому до сих пор были подсудны только снетки! - то есть самая мелкая "рыбешка". - Ср. в "Благонамеренных речах": "Покуда не сдадут меня, наконец, в виде милости, в архив, членом белозерского окружного суда, где я и буду до конца жизни судить "белозерских снетков"" (т. 11).

Было время, когда Срединный чуть-чуть не сделался русскими Афинами впоследствии афинство в нем мало-помалу обратилось в свинство... Москва являлась в начале XIX века центром русского просвещения. "Московский университет, - писал Герцен в "Былом и думах", - вырос в своем значении вместе с Москвою после 1812 года В ней университет больше и больше становился средоточием русского образования. Все условия для его развития были соединены - историческое значение, географическое положение и отсутствие царя" (Герцен, т. VIII, стр. 106). Однако при Александре II дворянская и ученая Москва превратилась "в главный оплот реакционного патриотизма" (там же, т. XVIII, стр. 206210). Салтыков намекает на неблаговидную роль, сыгранную профессорами и ретроградной частью студенчества в период реакции 60-х годов, когда в университете в честь Муравьева ("Вешателя") устраивались многочисленные манифестации, подписывались верноподданнические адресы и т. п.

...от откупов непосредственно перешел к либерализму. - Вероятно, намек на московского питейного откупщика-миллионера В. А. Кокорева, либеральные поползновения которого неоднократно служили объектом сатирических обличений Салтыкова.

Я помню наш дом... - Ср. гл.

|< Пред. 560 561 562 563 564 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]