Страница:
113 из 455
Но был ли Эа на стороне человека только потому, что участвовал в его создании, или же в основе его поступков другие, более личные мотивы? Обращаясь к древним текстам, мы неизменно обнаруживаем, что неповиновение Эа – в вопросах, касающихся и богов, и простыхсмертных, – было направлено в основном на то, чтобы расстроить планы и воспрепятствовать исполнению решений, исходящих от Энлиля.
В текстах мы находим многочисленные свидетельства жгучей ревности Эа к своему брату Энлилю. Второе имя Эа (а возможно, первое) было ЭН.КИ, то есть Господин Земли, и легенды, повествующие о разделе мира между тремя богами, дают основание предположить, что неприязнь к Энлилю обусловлена тем, что Эа вынужден был уступить власть над землей брату:
Рукопожатьем боги обменялись, метнули жребий и поделили мир.Затем Ану вознесся к Небесам;Земля была дарована Энлилю.Моря, что омывают землю,Энки отдали, Принцу Земли.
Как бы глубоко ни был разочарован Эа/Энки результатом этого соглашения, он, по всей видимости, пережил еще более глубокую обиду. Причину ее объясняет сам Энки («Энки и мировой порядок»): именно он, а не Энлиль был первенцем Ану, и именно он должен был стать законным наследником отца:
Отец мой, владыка Вселенной, Дал мне жизнь во Вселенной…
Я плодоносное семя великого дикого тура, Я первенец Ана… Я «большой брат» богов… Я тот, кто рожден был как первенец Ана святого. Законы, по которым жили в древности народы Ближнего Востока, были дарованы им богами, и поэтому вполне логично заключить, что правила наследования в человеческом обществе стали копией норм, действовавших среди богов.
|< Пред. 111 112 113 114 115 След. >|