Страница:
115 из 455
Но отчаянный крик Энки: «Я плодоносное семя… Я первенец Ана», – вероятно, также имел под собой почву. Может быть, матерью Эа была другая богиня – всего лишь наложница Ану? В основе историй Исаака и Измаила или близнецов Исава и Иакова вполне могли лежать события, произошедшие гораздо раньше, в небесной обители богов.
Энки, похоже, смирился с правами Энлиля как наследника, хотя некоторые ученые указывают на свидетельства продолжающейся борьбы за власть между двумя богами. Сэмюэл Крамер даже назвал один из древних текстов «Энки и его комплекс неполноценности». У нас еще будет возможность убедиться, что в основе многих библейских историй – о Еве и змее в саду Эдема или о Всемирном потопе – лежат шумерские легенды о противодействии Энки распоряжениям его брата Энлиля.
Создается впечатление, что в какой-то момент Энки признал бессмысленность борьбы за Божественный Престол и сосредоточил усилия на том, чтобы его сын – а не сын Энлиля – стал наследником в третьем поколении богов. Для этого он прибег к помощи – по крайней мере сначала – своей сестры НИН.ХУР.САГ.
Она тоже была дочерью Ану, но, очевидно, не от Анту, и в этом случае в силу вступали другие законы наследования. В прошлом ученые долго не могли понять, почему и Авраам, и Исаак во всеуслышание заявляли о том, что их жены являлись одновременно их сестрами – загадочное утверждение в свете содержащегося в Библии запрета на сексуальные отношения с сестрой.
|< Пред. 113 114 115 116 117 След. >|