Страница:
26 из 28
А между тем одна уже эта реформа, произведенная удовлетворительно, помогла бы духовенству стать независимее от принижающего его произвола не только от тех особ, которые, по удачному замечанию "Русской речи" (301), "отреклись от мира для того, чтобы повелевать им, чтобы властвовать, чтобы управлять всем обширным епархиальным духовенством - их женами и детьми", но и от тех, коих великий Петр в духовном регламентеназвал "несытыми архиерейскими скотинами". А они все не без участия на так называемый _доклад_, из коего духовное остроумие делает "оклад, клад, лад и ад" (просителю - _ад_). Судебная реформа помогла бы духовенству очистить свою среду от тех людей, которые своим поведением не только роняют все духовное звание, но даже унижают имя человека, и, несмотря на все это, терпимы в духовенстве к соблазну всех прихожан, стремящихся бежать от таких пастырей в какое-нибудь разноверие. А в то же время сознание свободы от нынешнего произвола привлекло бы к служению церкви многих благороднейших молодых людей духовного звания, которые нынче до такой степени шибко бегут от своей среды, что потребовались особые и, очевидно, совершенно бесполезные меры к удержанию их в духовном звании.
К чему приведет подобная мера, - понять нетрудно: вакантные места будут замещены, но кем, какими людьми? Конечно, теми, которые, по их словам, "рвались из этого омута, да не вырвались". Вот приобретение!..
Много доброй службы наслужат они церкви, которой теперь только и остается пополнять свои кадры этими "невольниками", да "плохенькими", которые всюду готовы, "лишь бы кормиться"...
Таково-то наше положение, которое устроили разные неподвижные, будто бы "богоучрежденные" порядки нашего церковного управления, и между ними едва ли не более всего наш духовный суд, не согласный с древнею практикою и вовсе не отвечающий современным потребностям.
|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|