Гамлет на одном провинциальном театре :: Григорьев Апполон
Страница:
19 из 22
Трисмечистов"); псевдоним намекает на связь с масонством: Гермес Трисмегист (по-гречески "Трижды великий") - мифический автор III в. н. э., создатель "герметических" книг философского содержания, оказавших большое влияние на средневековых мыслителей, а позднее - на масонов. Герой романа Жорж Санд "Графиня Рудольштадт" (1845) граф Альберг организует, по масонскому образцу, братство "Невидимых", выступая под именем "Трисмегист". Текст "Гамлета..." перепечатан: ЧБ, с. 189-207.
Так как неизвестны никакие отлучки Г. из столицы в 1844-1845 гг. и так как многие признаки позволяют отнести описание постановки к Петербургу, т. е. к игре в роли Гамлета знаменитого В. А. Каратыгина ("геркулесовские" черты актера, подчеркивание внешних эффектов и т. п.), то в целом очерк воспринимается как ироническая рецензия на спектакль (см.: Левин Ю. Д. Русский романтизм. - В кн.: Шекспир и русская культура. М.-Л., 1965, с. 299-300).
Следует учесть, что дата в конце очерка - 4 декабря 1845 г. поставлена Г. не без умысла: в конце ноября 1845 г. из-за границы вернулся В. А. Каратыгин, и тут же, 29 ноября, он с успехом сыграл Гамлета (см.: Вольф А. И. Хроника петербургских театров с конца 1826 по начало 1855 года, ч. I. СПб., 1877, с. 113-114; Р. 3. Александрийский театр. - Северная пчела, 1845, Э 276, 7 декабря, с. 1101). В этом спектакле роли исполняли: Офелия - Н. В. Самойлова, Гертруда - М. И. Валберхова, Полоний - И. И. Сосницкий, Лаэрт - А. П. Славин, Горацио - П. А. Каратыгин, Клавдий - П. И. Григорьев (1-й), Могильщик - А. Е. Мартынов, Розенкранц - А. М. Максимов, Гильденштерн - В. М. Самойлов.
|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|