Страница:
68 из 111
Если бедный не должен желать того, чего иметь не может, то, следовательно, его не должно и просвещать, потому что просвещение, умножая его потребности и желания, которых он удовлетворить не может, сделает его еще несчастнее, чем он был прежде.
- Разумеется.
- Вот уж в этом-то, Закамский, никто с тобою не согла сится.
- Я это знаю. Величайший из софистов восемнадцатого столетия, Жан-Жак Руссо, намекнул однажды, что земное просвещение делает человека несчастнее, и эту неоспоримую истину, одну, которую он сказал в простоте души своей, одну, для которой ему не нужно было прибегать к красно речивым софизмам, называют все заблуждением великого таланта и решительным парадоксом.
- Так ты думаешь, Закамский...
- Да, я думаю, и даже уверен, что это богатство мо ральное, которое мы называем просвещением, точно так же, как и богатство вещественное, не может быть в равной сте пени уделом всех людей.
- Что это, Закамский! - вскричал я. - Да неужели ты в самом деле ненавидишь просвещение?
- Нет, мой друг! Истинное просвещение дар божий: оно прекрасно! Но если ты говоришь о просвещении, осно ванном на одной мудрости земной, то это совсем другое дело: это просвещение как огонь, а с огнем надобно обра щаться умеючи, он греет нас по зимам, освещает ночью, да зато от него подчас гибнут целые города. Холодно жить в доме без огня, не спорю, а еще будет холоднее, если дом-то сгорит и придется жить на улице.
- Так, по-твоему, его лучше не топить?
- Как не топить, да только осторожно, а пуще всего надобно выбирать хороших истопников. Впрочем, что об этом говорить? Слова не помогут.
|< Пред. 66 67 68 69 70 След. >|