Страница:
66 из 111
- Кажется, не нужно много философий, чтоб убедитьсяв этой истине. Неужели ты в самом деле думаешь, что крестьянин лишен от природы способности различать дурное от хорошего? Попробуй дать ему шампанского.
- А если оно вовсе ему не понравится?
- Заставь его выпить в другой, в третий раз, и не беспокойся: он его полюбит.
- Тем хуже, мой друг! У него будет одним наслаждением менее и одним горем более.
- Как так?
- Разумеется, брага ему опротивит, а шампанского ку пить будет не на что. Правда, он может сделаться плутом, мошенником, вором и пить если не шампанское, так донское вволю - по крайней мере, до тех пор, пока не попадет в острог. Как ты думаешь, Александр, не лучше ли, чтоб ему нравилась дешевая гривенная брага, чем дорогое заморское вино? Да и к чему? Ведь дело-то в наслаждении, а не в цене, за которую он покупает это наслаждение.
- Но я уверен, что он тогда бы наслаждался еще более.
- Едва ли, мой друг! Впрочем, во всяком случае лучше, чтоб он не желал того, что для него невозможно.
- Да как ты хочешь, чтоб он не желал этого?
- Как? А вот послушай. Вольтер в одной из своих тра гедий, вовсе не думая, сказал великую политическую истину и разрешил этот вопрос. Помнишь ли, что отвечает Заира наперстнице своей Фатиме, которая удивляется, что ее госпожа, заключенная в четырех стенах сераля, не вздыхает о свободе и наслаждениях образованных народов?
- Как не помнить! On ne peut desirer се qu'on ne connait pas.
- To есть: нельзя желать того, чего мы не знаем.
|< Пред. 64 65 66 67 68 След. >|