Страница:
944 из 1020
До этого засов был длинной в полтора фута (48, 7 см); став оружием, он обретает для Казановы большую ценность и длина его увеличивается до 20 дюймов (54 см).
С. 271. … юный парикмахер … — Рассказ Казановы о побеге очень точен, даже в деталях. Установлены имена большинства упоминаемых им лиц, в том числе и этого юноши — Джакомо Габато умер 25 ноября 1755 г. в тюрьме 21 года от роду.
С. 274. … признательность моя была справедлива . — Пребывание Казановы в тюрьме напоминает жизнь Робинзона на необитаемом острове: обратившись душой к Богу, он практически из ничего создает орудия труда; все подчиняя единой цели, он преображает окружающий мир, людей (позже Казанова создает себе Пятницу — падре Бальби). Книга Д. Дефо играла в XVIII в. роль одного из главных культурных «мифов», порождавших все новые тексты.
С. 275. … пятеро Мудрецов — ведали в Венеции вопросами коммерции (с 1506 г.), а с середины XVII в. судили турок, евреев и армян.
С. 281. … по вине переписчиков . — «История Рима от основания Города», кн. XXI, 37, 2. Гипотеза Казановы не верна.
С. 282. Св. Марка-евангелиста . — В 828 г. его мощи были перенесены из Александрии в Венецию, в часовню дожа.
С. 283. … основал новую религию — это сделал в конце века Калиостро, воздвигший себе храм в Лионе.
С. 290. Атараксия — понятие древнегреческой этики, означающее безмятежность духа, невозмутимость, покой. Скептики («ученики Пирроновы») понимали под атараксией необходимость воздерживаться от суждений, не иметь своего мнения о добре и зле, истинном и ложном.
«Воздерживайся и терпи» — принцип древнегреческого философа-стоика Эпиктета (I в. до н. э.).
С. 292.
|< Пред. 942 943 944 945 946 След. >|