Магия книги (сборник) :: Гессе Герман
Страница:
415 из 497
Архетип "волка", один из сложнейших в наивной картине мира, включает в себя и образ всеми гонимого зверя; и знания как магического ритуального убийства; и связи при "мировом древе" и "мировой горе"; и единства миров "верха" и "низа". Эта емкая символика гессевского посредничества, противостояния принявшему социальные формы идеалу Я и жертвенной самоотдачи составляет сердцевину романа, который, "облекая глубоко пережитое в форму зримых событий", "преодолевая большую болезнь эпохи" тем, что "делает ее предметом изображения", рисует перед нами превращение "человеко-волка" в "волка" свободного человека, преобразившего сферу своей болезни в сферу борьбы с материальным прагматизмом, с "машинным адом" цивилизации - в сферу ритуальных убийств, готовящих "царство бессмертных". Повествование, оформленное как издание "Записок Гарри Галлера", сразу начинается с фазы "отчаяния" на золотистом, узком, как нить, пути к "самости", к "вочеловечиванию". Это отчаяние сосредоточено в символах книжного комплекса: в самих "Записках", в "серой каменной стене" "между церковью и больницей" символами авторитарности и вырождения сознания, - за которой скрывается "магический театр" сознания, развитие символа бессознательного из "Лаушера" и "оперы" творчества из "Гертруды". А в надличностной форме "книжный" комплекс представлен таинственным "Трактатом о Степном волке" - книгой в книге.
|< Пред. 413 414 415 416 417 След. >|