Страница:
9 из 18
И из окон смотрело на них больше десятка детей; лица выражали недоумение и любопытство, слышался шёпот:
- Кучериха пришла! Кучериха!
- Здравствуйте, - сказала Елена Ивановна и остановилась; она помолчала и спросила: - Ну, как поживаете?
- Живем ничего, благодарить бога, - ответил Родион скороговоркой. Известно, живем.
- Какая наша жизнь! - усмехнулась Степанида.
- Сами видите, барыня, голубушка, бедность! Всего семейства четырнадцать душ, а добытчиков двое. Одно звание - кузнецы, а приведут лошадь ковать, угля нет, купить не на что. Замучились, барыня, -продолжала она и засмеялась, - и-их как замучились!
Елена Ивановна села на крыльце и, обняв свою девочку, задумалась о чем-то, и у девочки тоже, судя по ее лицу, бродили в голове какие-то невеселые мысли; в раздумье она играла нарядным кружевным зонтиком, который взяла из рук у матери.
- Бедность! - сказал Родион. - Заботы много, работаем - конца-краю не видать. Вот дождя бог не дает... Неладно живем, что говорить.
- В этой жизни вам тяжело, - сказала Елена Ивановна, - зато на том свете вы будете счастливы.
Родион не понял ее и в ответ только кашлянул в кулак. А Степанида сказала:
- Барыня, голубушка, богатому и на том свете ладно. Богатый свечи ставит, молебны служит, богатый нищим подает, а мужик что? Лба перекрестить некогда, сам нищий-разнищий, уж где там спасаться. И грехов много от бедности, да с горя всё, как псы, лаемся, хорошего слова не скажем, и чего не бывает, барыня-голубушка, - не дай бог! Должно, нет нам счастья ни на том, ни на этом свете.
Всё счастье богатым досталось.
Она говорила весело; очевидно, давно уже привыкла говорить о своей тяжелой жизни. И Родион тоже улыбался; ему было приятно, что у него старуха такая умная, словоохотливая.
|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|