О полном собрании сочинений в 8 томах :: Шекспир Уильям
Страница:
89 из 135
Первый относитсяк пониманию жизненного процесса в его существенных проявлениях, второй касается моральной оценки человеческого поведения.
В последних пьесах Шекспира отчетливо выступает идея "судьбы", более сильной, чем человеческая воля и разум. Это - нечто совсем другое, чем идея "фортуны", занимающая столь видное место в ранних комедиях Шекспира. Если в "Сне в летнюю ночь" Пек, выжимая волшебный сок в глаза спящих влюбленных, казалось бы, направляет их чувства по собственному желанию, то на самом деле он этим приводит лишь к тому, к чему они стремились сами, хотя и не могли до конца разобраться в своих чувствах и что составляет их благо. Счастливая развязка комедии определяется не столько вмешательством Пека, играющего роль лишь помощника любящих, сколько той энергичной борьбой за свое чувство, которую они вели против враждебных им сил. Наоборот, в последних пьесах Шекспира все определяется судьбой, превосходящей человеческую волю и разумение. Она прямо названа своим именем в том эпизоде "Зимней сказки", где сбывается предсказание оракула, столь благоговейно восхваляемого посланцами короля (III, 1). Добавим, что такое же "предсказание", да еще прямо из рук Юпитера (в форме записки), получает Постум в "Цимбелине" (V, 4). Сверхъестественное перестает быть поэтическим образом, своего рода отражением или проекцией реальных сил ("Сон в летнюю ночь", "Гамлет", "Макбет"), оно становится активным (закулисным, и от этого еще более могущественным) фактором действия.
|< Пред. 87 88 89 90 91 След. >|