Страница:
372 из 391
Вместе с тем здесь отчасти продолжается антинигилистическая линия "Некуда", о чем свидетельствуют, например, действующие в нескольких его эпизодах нигилисты с неблагозвучными фамилиями Вырвич и Шпандорчук. Полемическая заостренность ощущается в противопоставлении мастерской при магазине лесковской героини Анны Михайловны и предприятия Веры Павловны ("Что делать?" Н. Г. Чернышевского).
В "Обойденных" появляется и новая для Лескова тема искусства, впоследствии ставшая одной из основных в его творчестве (в "Островитянах", "Тупейном художнике", "Чертовых куклах" и др.). Интерес писателя к истории изобразительного искусства проявляется, в частности, в том, что завязка романа происходит в стенах Лувра, где впервые встречаются герои романа Долинский, Дора и ее сестра. Не случайно упоминаются имена любимых Лесковым художников: испанца Мурильо и француза Жироде Триозона: их картины способствуют раскрытию внутреннего мира лесковских героев, как бы предвосхищая развитие их отношений и судеб. В "Обойденных" сделана попытка поставить вопрос о содержании и направлении искусства в спорах художника Журавки с нигилистами Вырвичем и Шпандорчуком, которые "вообще говорили об искусстве неуважительно". Однако об эстетических взглядах той и другой стороны сказано глухо.
Следует отметить интерес писателя к характеру "русского богемца", представленного в романе носителем определенных нравственных ценностей. Основная нравственная коллизия романа - проблема любовного треугольника Долинского, Анны Михайловны и Доры - воспринимается сквозь призму оценок художника Журавки.
|< Пред. 370 371 372 373 374 След. >|