Страница:
16 из 19
Принимались искать, находили и удивлялись; декаденты, люди, еще так недавно объявившие себя стоящими вне всяких моральных законов, ревностно искали бога, доказывали другим необходимость найти его, проповедовали мораль, ту же мораль, что и все проповедуют: веруй, люби инадейся!
Но все это в странных, изломанных фразах, в непонятных стихах, в туманных образах, и наряду с этой моралью масса сонетов, звучных, музыкальных, но проникнутых от первой до последней строчки чем-то таким, что ясно чувствуется, но неуловимо для ума. Казалось, что они хотят испугать или огорчить людей. Раздражительная нота тоски, вечной неудовлетворенной тоски, и какого-то желания, тоже неудовлетворенного, неустанно звучит в этих стихах, звучит и страшно надоедает ушам общества. Но нечто болезненное и нервозное, психоз декадентского творчества, постепенно, незаметно, капля по капле, въедается в кровь общества, и оно колеблется... В нем зарождается та болезнь, которую взлелеяли и культивировали в себе его дети, Верлены и Метерлинки,- культивировали и ныне привили ему ее тонкий разрушительный яд.
И вот буржуа, которые ранее шли в храм Изиды и в "Кабачок смерти", потому что такова тогда была мода и быть в этих местах считалось шиком, ныне ходят туда по внутреннему влечению - к Изиде, чтоб как-нибудь, хотя по-язычески, но помолиться; в "Кабачок смерти",- чтоб испытать мистический ужас пред вечной загадкой существования, пред этой "все примиряющей, все выравнивающей, одинаково всех возлюбившей" вечной героиней декадентских стихов - смертью.
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|