Страница:
15 из 149
Совершенно очевидно, что в СССР при всякого рода возможных и невозможных политических катаклизмах больше шансов на выживание и победу будет у тех, кто будет руководствоваться идеологиями тоталитарными, а не плюралистическими, доморощенно-восточными, а не чужеродно-западными и чисто политическими, а не этико-политическими, то есть обремененными всякого рода этическими соображениями, которые так и любил великий Ленин.
Оказывается, что только одна идеология отвечает всем трем условиям "неосталинский национализм" (Б). Поскольку это уже одна из властвующих идеологий - причем отвечающая подмеченному мною ранее условию "крайности", - то в кризисных ситуациях следует ожидать все более сильного крена власти в эту сторону.
И вместе с тем я думаю, что шансы "неосталинского национализма" не так уж высоки - а его полная победа могла бы означать начало развала страны. Дело в том, что как узко националистическая доктрина он мог бы опираться только на русское население страны, составляющее сейчас не более половины всего населения, и вызвал бы против себя крайне сильное раздражение всех других национальностей, включая их руководящие кадры[6].
Но представим, что "неосталинский национализм" победил бы, приняв, скорее всего, форму военной диктатуры. По мере стабилизации положения он стал бы мягчеть и дрейфовать в сторону "неославянофильства", стабильной "срединной" идеологии.
Поскольку же региональный национализм делает все это маловероятным, есть основание рассмотреть другой вариант кризисного сдвига власти - в сторону "либерального марксизма" как альтернативной "крайней идеологии".
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|