Совесть против насилия (Кастеллио против Кальвина)   ::   Цвейг Стефан

Страница: 33 из 249

Для Кальвина аксиома, что только он может учить, а другие учиться у него; с самой искренней убежденностью он говорит буквально следующее: "То, чему я учу, я получил от бога, и это придает силы моей совести". С ужасной, безграничной самоуверенностью он считает свои утверждения равными абсолютной истине - "Dieu m'a fait la grace de declarer ce qu'est bon et mauvais" 1, - и всякий раз этот одержимый снова бывает огорчен и потрясен, если кто-нибудь осмеливается выразить мнение, противоположное его собственному. Противоречие уже само по себе вызывает у Кальвина что-то вроде нервного припадка, духовная чувствительность глубоко влияет на организм, желудок бунтует и выбрасывает желчь, а если еще противник умеет дельно и разумно изложить свои возражения, то уже один факт, что он осмеливается думать иначе, превращает его для Кальвина в личного смертельного врага и, кроме того, во врага мира, врага господа. Змеями, которые шипят на него, собаками, которые на него рычат, бестиями, негодяями, слугами сатаны - так этот человек, подчеркнуто сдержанный в личной жизни, называет видных гуманистов и теологов своего времени; любое возражение, даже совершенно академическое по форме, сразу же воспринимается Кальвином как оскорбление "чести господа" в лице "его слуги", а когда один из проповедников церкви св. Петра отважился выразиться ad personam 2 как о человеке властолюбивом - сразу же было заявлено, что "церковь Христова находится под угрозой".

|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]