Страница:
18 из 108
отца бессмертных Океана и матерь Тефи-су", объявляет все порождением потока и движения. Или тебе не кажется, что он так считает? Теэтет. Мне кажется, так.
СОКРАТ. А кто сумеет не стать посмешищем, выступая против такого лагеря и такого военачальника, как Гомер? Теэтет. Это нелегкое дело, Сократ.
СОКРАТ. То-то же. К тому же это достаточно подтверждают и вот такие признаки: впечатление существования и становления производится движением, напротив, покой делает все несуществующим и мертвым. Ведь тепло и огонь, который порождает и упорядочивает все прочее, сам возникает из порыва и трения. Так же и всякое движение вообще. Или происхождение огня не таково? Теэтет. Разумеется, таково.
СОКРАТ. И живые существа тоже рождаются из движения?
ТЕЭТЕТ. Как же иначе?
СОКРАТ. А если взять наше тело? Разве не расстраивают его состояние покой и бездействие, тогда как упражнение и движение - укрепляют? Теэтет. Да.
СОКРАТ. А душевное состояние? Разве душа не укрепляется и не улучшается, обогащаясь науками во время прилежного обучения, поскольку оно есть движение, - тогда как от покоя, то есть от беспечности и нерадивости, и новому не обучается, да и выученное забывает?
ТЕЭТЕТ. Еще как.
СОКРАТ. Стало быть, движение, будь то в душе или теле, благо, а покой наоборот? Теэтет. Видимо.
СОКРАТ. Тогда я прибавлю еще безветрие и затишье и тому подобное - то, что загнивает и гибнет от покоя и сохраняется от противоположного.
|< Пред. 16 17 18 19 20 След. >|