Теэтет   ::   Платон

Страница: 36 из 108

А вот: если кто спросит, возможно ли, чтобы кто-то, что-то узнав и сохраняя это в памяти, не знал бы того самого, что помнит, в то самое мгновение, когда он помнит? Но, видно, я слишком многословен, а спросить я хотел вот что: может ли быть кому-то неизвестным то, что он постиг и помнит?

ТЕЭТЕТ. Как это, Сократ? Ты говоришь что-то несуразное.

СОКРАТ. Вероятно, я несу вздор? Но ты посмотри: разве ты не утверждаешь, что видеть - значит ощущать и что зрение есть ощущение? Теэтет. Да, утверждаю.

СОКРАТ. Но из этого разве не следует, согласно недавнему рассуждению, что видящий что-либо тотчас становится знающим это? Теэтет. Да.

СОКРАТ. Дальше. Называешь ли ты что-либо памятью?

ТЕЭТЕТ. Да.

СОКРАТ. Памятью ни о чем или о чем-то?

ТЕЭТЕТ. Конечно, о чем-то.

СОКРАТ. А разве не о том, что кто-то постиг или ощутил?

ТЕЭТЕТ. Ну и что из этого?

СОКРАТ. Если кто-нибудь что-то видел, он ведь иногда вспоминает это?

ТЕЭТЕТ. Вспоминает.

СОКРАТ. Даже если закроет глаза? Или в этом случае сразу же забывает?

ТЕЭТЕТ. Мне страшно согласиться с этим, Сократ.

СОКРАТ. Однако придется, чтобы осталось в силе наше прежнее рассуждение. Иначе оно отпадает. Теэтет. Клянусь Зевсом, что-то здесь есть, но я плохо это разумею. Скажи, в чем тут дело.

СОКРАТ. Слушай. Мы говорим, что видящий что-то сразу становится знающим то, что он видит, ибо мы признали, что зрение, ощущение и знание - одно и то же.

ТЕЭТЕТ. Разумеется.

СОКРАТ. Увидевший же и узнавший то, что видит, ведь и закрыв глаза, помнит это, но уже не видит. Не так ли? Теэтет. Так.

СОКРАТ. А "не видит" - значит "не знает", коль скоро "видит" означает "знает"?

ТЕЭТЕТ. Правда.

СОКРАТ.

|< Пред. 34 35 36 37 38 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]