Страница:
78 из 108
А не назвать ли нам все это вот как?.
ТЕЭТЕТ. Как?
СОКРАТ. Давай назовем мнение, оказывающееся ложным, иномнением,- когда кто-нибудь, принимая одну вещь за другую и смешивая их в разуме, утверждает, что она существует. Таким образом, он всегда мнит существующее, однако одно вместо другого, и, поскольку относительно рассматриваемого он все-таки ошибается, справедливо можно сказать, что у него ложное мнение. Теэтет. По-моему, ты сказал совершенно правильно. Ведь если кто-то вместо прекрасного мнит безобразное или, наоборот, вместо безобразного прекрасное, тот имеет поистине ложное мнение.
СОКРАТ. Мне теперь ясно, Теэтет, что передо мной у тебя нет ни почтения, ни страха. Теэтет. Но почему же?!
СОКРАТ. Я думаю, ты считаешь меня неспособным придраться к этому твоему "поистине ложному" и спросить: можно ли быть медленно быстрым или тяжело а легким или чем-либо иным, противоположным самому себе, не в соответствии с собственной природой, а в соответствии с противоположной? Я прощаю тебе эту дерзость, чтобы ты не напрасно дерзал. Так тебе нравится утверждать, что ложное мнение есть заблуждение? Теэтет. Мне - да.
СОКРАТ. Значит, по твоему мнению, можно мыслить что-то одно как нечто другое, а не как это самое? Теэтет. Конечно, можно.
СОКРАТ. Стало быть, когда чей-то разум это делает, он неизбежно мыслит либо обе эти вещи вместе, либо с каждую из двух? Теэтет. Неизбежно. Либо вместе, либо по очереди.
СОКРАТ. Прекрасно.
|< Пред. 76 77 78 79 80 След. >|