Страница:
90 из 108
Тебе, как видно, и невдомек, что с самого начала наше рассуждение было поиском знания; ведь мы не знали, что это такое. Теэтет. Нет, я понимаю.
СОКРАТ. А по-твоему, это не бесстыдство, не зная знания, объяснять, что значит "знать"? Дело в том, Теэтет, что мы давно уже нарушаем чистоту рассуждения. Уже тысячу раз мы повторили: "познаем" и "не познаем", "знаем" или "не знаем", как будто бы понимая друг друга, а меж тем, что такое знание, мы так еще и не узнали. Если хочешь, то и теперь, в этот самый миг, мы опять употребляем слова "не знать" и "понимать", как будто бы уместно ими пользоваться, когда именно знания-то мы и лишены. Теэтет. Но каким образом ты будешь рассуждать, Сократ, избегая этих слов?
СОКРАТ. Никаким, пока я - это я. Если бы я был завзятым спорщиком или если бы такой муж здесь присутствовал, то и он приказал бы нам избегать этого и упрекнул бы меня за мои речи. Но поскольку мы люди маленькие, то хочешь, я возьму на себя смелость сказать, что такое "знать"? Мне кажется, какая-то польза в этом была бы. Теэтет. Ради Зевса, отважься. Даже если ты и не воздержишься от тех слов, то все равно получишь полное прощение.
СОКРАТ. Итак, слыхал ли ты, как теперь толкуют это самое "знать"?
ТЕЭТЕТ. Может быть, и слыхал, однако сейчас не припоминаю.
СОКРАТ. Говорят, что это значит "обладать знанием".
ТЕЭТЕТ. Верно.
СОКРАТ. Значит, мы не много изменим, если скажем "приобретать знание"?
ТЕЭТЕТ. А чем, по-твоему, второе отличается от первого?
СОКРАТ. Возможно, ничем.
|< Пред. 88 89 90 91 92 След. >|