Страница:
96 из 108
Разве не справедливо, дитя мое, упрекает он нас в этой речи, указывая, что неправильно исследовать ложное мнение раньше, чем знание, отложив это последнее в сторону? А ведь нельзя познать первое, пока еще недостаточно понятно, что же есть знание. Теэтет. Сейчас, Сократ, необходимо согласиться с твоими словами.
СОКРАТ. Итак, пусть кто-то еще раз сначала спросит: что есть знание? Ведь мы пока но отказываемся от этого вопроса? Теэтет. Вовсе нет, если только ты не отказываешься.
СОКРАТ. Скажи, как нам лучше всего отвечать, чтобы меньше противоречить самому себе? Теэтет. Как мы прежде пытались, Сократ. Ничего другого я не вижу.
СОКРАТ. А как это было?
ТЕЭТЕТ. Сказать, что знание - это истинное мнение. По крайней мере, истинное мнение безошибочно, и то, что с ним связано, бывает прекрасным и благим. Сократ. Переводя кого-нибудь вброд, Теэтет, проводник говорит: "Река сама покажет". Так и здесь если мы продолжим исследование, то само искомое по ходу дела откроет нам возникающие препятствия, если же мы будем стоять на место, мы ничего не узнаем.
ТЕЭТЕТ. Ты прав. Давай посмотрим дальше.
СОКРАТ. Итак, это не требует долгого рассмотрения, поскольку есть целое искусство, которое указывает тебе, что знание вовсе не есть истинное мнение. Теэтет. Как? И что же это за искусство?
СОКРАТ. Искусство величайших мудрецов, которых называют риторами и знатоками законов. Дело в том, что они своим искусством не поучают, но, убеждая, внушают то мнение, которое им угодно.
|< Пред. 94 95 96 97 98 След. >|