Страница:
246 из 274
] меня занимает только, и с детства занимал, один последний вопрос -- на что мы можем надеяться? Для всякого мыслящего человека все три вопроса нераздельно связаны в один -- что такое моя жизнь, что я такое? Но каждому человеку инстинкт предчувствия, опыт ума -- что хотите -- указывает на то, какой из этих трех замков этих дверей легче отпирается, для какого у него есть ключ, или, может быть, к какой из дверей он приткнут жизнью; но несомненно то, что достаточно отворить одну из дверей, чтобы проникнуть в то, что заключается за всеми Я знаю, что это очень дерзко и может показаться странным и легкомысленным -- отвечать на такой вопрос на 2-х почтовых листиках бумаги, но я имею причины, по которым считаю, что не только могу, но должен это сделать. И сделал бы это, если бы я писал не письмо вам, близкому человеку, но если бы я писал свою profession de foi, зная, что меня слушает все человечество. Вот какие это причины..." (Там же. Т.62. С.219-220). Мотивы "Исповеди" внутренне организуют и ряд философских набросков Толстого середины 1870-х гг. -- "О будущей жизни вне времени и пространства" (1875), "О душе и жизни ее..." (1875), "О значении христианской религии" (1875-1876), "Определение религии -- веры" (1875-1876), "Христианский катехизис" (1877).
...два большие сочинения... с объяснениями... -- Имеются в виду религиозно-философский трактат "Исследование догматического богословия" (1879-1880, 1884) и работа "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881). В первой редакции "Заключения" к "Исповеди" (1882) Толстой писал: "Это было написано мною три года тому назад. После этого я написал исследование догматического христианского богословия и изложение христианского учения, как я его понимаю. Эти части ненапечатанного сочинения, если они кому-нибудь нужны, будут напечатаны когда-нибудь, когда это будет возможно" (Государственный музей Л.Н.Толстого. А II. Оп. 10. С.1). "Исследование догматического богословия" было впервые опубликовано под заглавием "Критика догматического богословия" М.К.Элпидиным в Женеве: первая часть в 1891 г., вторая -- в 1896 г.
|< Пред. 244 245 246 247 248 След. >|