Хмельницкий. Книга вторая   ::   Ле Иван

Страница: 536 из 555

Он давноуже подумывал о том, как мало осталось в отряде лисовчиков. Обрывались его последние связи с родной землей. «Девять казаков и только пять поляков!..» — молниеносно мелькнула мысль. Но от природы суровое лицо его не выдало печали.

— Доконд пуйдземи? [56] — как-то панически спросил поляк Якуб Ожешко.

— Кво вадис, доконд? [Куда, куда? (лат., польск.) — повторил и Максим. — Мир велик, друзья мои. Вместе сражались, сколько могли. Воинами… да что воинами! Рыцарями, кабальерос всей Европы стали мы, изгнанные из своей отчизны! Опозоренную шляхтой любовь к родине мы растратили в этой грызне европейских монархов… Во имя чего, ради чего мы должны воевать? Вон Голландия вырвалась из-под испанского ига, строит свою, свободную жизнь. Нет там ни королей, ни иезуитов!.. Осточертела война, ведущаяся неизвестно из-за чего. Граф Ришелье не скрывает намерений расширить границы своего государства, присоединив к себе Эльзас. Чего же хотят паны государственные деятели? На наших костях пробиться на Рейн, чтобы захватить земли так называемой Римской империи и на Верхнем Рейне. Думаю, хватит, братья! Душа жаждет мирного труда, настоящей человеческой свободы.

Повернулся и ушел. Не оглядывался, не выслушал, что скажут товарищи. Много лет странствуя по чужим землям, и каждый раз по новым, где люди боролись с неравенством, Максим Кривонос никогда не забывал о своем родном доме. Была у пего обсаженная вербами усадьба в селе Подгорцы.

|< Пред. 534 535 536 537 538 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]