Страница:
1287 из 1314
661
Герцен А. И. Собр. соч. Т. 9. С. 399.
662
Там же. С. 400-401.
663
Там же. С. 402.
664
„Бесы“ связывает с „Идиотом“ также характерный для творчества зрелого Достоевского комплекс идей о сущности католицизма, об истоках атеизма и социализма на Западе, об отрыве „русского культурного слоя“ от народа, о „русском призвании“ и др. Весь этот сложный комплекс историко-философских и религиозно-нравственных идей в дальнейшем будет развиваться в „Подростке“, „Братьях Карамазовых“ и „Дневнике писателя“.
665
В „Дневнике писателя“ за 1873 г. (глава „Старые люди“) Достоевский вспоминает свои споры с Белинским о „новых нравственных основаниях социализма“, построенного на научной и атеистической основе.
666
Отметим попутно, что библейские тексты существенны для понимания идейно-философской концепции и системы образов романа (особенно Ставрогина, Тихона, Шатова, Кириллова, Хромоножки). Заглавие и эпиграф к роману восходят к Евангелию от Луки (об этом см. далее). В черновых заметках к „Бесам“ настоящее и грядущие судьбы России и Европы осмысляются при помощи символических образов Апокалипсиса о конце мира и тяжких страданиях, ожидающих человечество, о втором пришествии Христа и т. д. Мистической атмосферой Апокалипсиса пронизаны многие страницы романа.
|< Пред. 1285 1286 1287 1288 1289 След. >|