Богословие иконы   ::   Языкова Ирина Константиновна

Страница: 39 из 68

К сожалению, с течением времени фон на иконах становится все глуше, как глуше становится человеческая память об изначальных смыслах, данных нам через зримые образы для постижения Образа Незримого.

Наиболее близким по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также выражает трансцендентность и также является цветом и светом одновременно. Но применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белым цветом пишутся одежды Христа (например, в композиции «Преображение» —



«одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить»



, Мк. 9.3). В белые одежды облечены праведники в сцене «Страшный Суд» (



«они... убелили одежды свои кровию Агнца»



, Откр. 7.13-14).

Преображение. Феофан Грек (?) Нач. XV в.



Золото в своем роде единственный цвет, как едино Божество. Все остальные цвета выстраиваются по принципу дихотомии — как противоположные (белый — черный) и как дополнительные (красный — синий). Икона исходит из целостности мира в Боге и не принимает деление мира на диалектические пары, вернее, преодолевает, так как через Христа все ранее разделенное и враждующее соединяется в антиномическом единстве (Еф. 2.15). Но единство мира не исключает, а предполагает многообразие. Выражением этого многообразия и является цвет. Причем цвет очищенный, явленный в своей изначальной сущности, без рефлексий. Цвет дается в иконе локально, его границы строго определены границами предмета, взаимодействие цветов осуществляется на семантическом уровне.

|< Пред. 37 38 39 40 41 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]