Древние тантрические техники ёги и крийи. Мастер-курс :: Сарасвати Сатьянанда
Страница:
58 из 525
Нигде во всем тексте не упоминается бинду, и все же речь идет о том же самом. Совершенное сосредоточение ума подразумевает наличие осознания бинду. Прохождение через бинду, как в крийя-йоге, предполагает совершенное сосредоточение ума. Кроме того, бинду подразумевает полное прекращение всех колебаний ума; на этой стадии путь йоги преобразуется в переживание йоги.
Некоторые методы йоги, например пранаяма, вызывают сосредоточение ума посредством манипулирования праной. Смысл этого подхода объясняют следующим образом:
«Когда дыхание неровное, то и ум тоже неустойчив, но когда дыханием управляют, ум тоже будет контролируемым, спокойным и сосредоточенным...»
(Хатха Йога Прадипика 2:2)
И наоборот:
«Устойчивость ума ведет к устойчивости праны; при этом бинду тоже становится устойчивой...»
(Хатха Йога Прадипика 4:28)
Поэтому управление дыханием, сосредоточение ума и бинду тесно взаимосвязаны. Когда ум сосредоточивается наточке бинду, человек переходит от ограниченного к беспредельному. Он выходит за пределы сфер ума. Именно поэтому сосредоточение ума составляет суть всех практик йоги и вообще духовной жизни. Именно проходя через бинду, человек переходит в сферу чистого сознания, в мир нулевого времени – безвременность.
Бинду и садхана нада йоги
Согласно древней индийской философии, сознание выражает себя через наду (тонкую вибрацию). [8] Стоит упомянуть три понятия: кала, бинду и нада.
|< Пред. 56 57 58 59 60 След. >|