Гарвардские лекции   ::   Gyatso Tenzin

Страница: 20 из 281

В связи с этим сам Будда сказал [40] :



Как [проверяя] золото,

Его плавят, режут и трут,

Так и монахи и пандиты должны принять мои слова

Не из почтенья [ко мне],

Но после тщательного анализа.



Поэтому говорят: если человек принимает положение, противоречащее логике, то его нельзя считать ни компетентным, ни авторитетным в данной области [41] . Следовательно, именно логическое рассуждение признано основным методом, позволяющим различить, что является определенным, а что требует толкования.

Как именно следует проводить анализ? Для этого Будда установил принцип четырех опор :

1. Не опирайтесь на личность, опирайтесь на учение.

2. В учении же не опирайтесь на слова, опирайтесь на их смысл.

3. Что же касается смысла, опирайтесь не на истолкованный смысл, а на точный.

4. Что же касается точного смысла, опирайтесь не на [обычное] сознание (санскр. виджняна ), а на высшую мудрость (санскр. джняна ).

Чтобы определить, является ли то или иное учение неоспоримым с точки зрения смысла, его нужно анализировать, памятуя о принципе четырех опор.

Очень важно уметь отличать мысль говорящего от мысли, заключенной в тексте. Так, школа Прасангика считает, что за словами священных текстов стоит мысль самого Будды, в то время как некоторые другие, низшие по уровню школы трактуют их как свод наставлений, высказанных в определенное время с определенной целью.

|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]