Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
102 из 121
А не понимающие воззрения, созерцающие без всяких мыслей, не являются созерцателями глубокого, пустоты.
Такое различение правильно, и никогда нельзя говорить, что любой, кто созерцает без всяких мыслей, – это созерцатель бессубстратности, отсутствия признаков [реального существования], или пустоты.
Если, не оценивая – имеется или не имеется воззрение – понимание пустоты, считать любое созерцание без каких-либо мыслей и анализа – самадхи на пустоте, – пришлось бы помимо желания признать, что и вышеупомянутые самадхи стези безмятежности, описанные в «Уровнях шравак», [есть] самадхи на пустоте, ибо их практикуют без малейших мыслей: «Это есть то, а не то», – за исключением контрольного наблюдения при убывании силы внимательности и бдительности во время погружения в самадхи и в некоторых других случаях.
Ведь в «Истолковании замысла» сказано, что в самадхи, осуществляющих безмятежность, созерцают недискурсивное отражение.
И в «Уровнях шравак» говорится:
«Тогда созерцают это отражение, совсем не рассуждая; лишь полностью сосредоточивают внимание на объекте, но не рассматривают, не исследуют, основательно не исследуют, не размышляют о нем и не анализируют его.»
Сказанное касается безмятежности, а не проникновения.
|< Пред. 100 101 102 103 104 След. >|