Этап духовного развития высшей личности   ::   Цонкапа Чже

Страница: 197 из 243





(3) Преодоление малодушия по отношению к «местопребыванию» при практике



Если возникает мысль: «Чтобы стать Буддой, необходимо добровольно перерождаться в сансаре бесчисленное множество раз, то есть подвергаться страданиям Круговерти; на такое я не способен», – размышляйте так: «Благодаря тому, что бодхисаттва, избегая проступков, уходит от причин [страдания], результаты – мучительные ощущения не возникают, а благодаря устойчивому сознаванию сансары как не имеющей собственной природы, подобной иллюзии, [бодхисаттва] не знает душевного страдания; его тело и душа исполнены блаженства; следовательно, нет повода для боязни, даже если остаться в сансаре.» Как сказано [во «Введении в практику» (7.27 – 28)]:



"Отойдя от проступков греховных,

[бодхисаттва] не знает страданий [телесных],

приобщаясь же к мудрости высшей,

он не знает уныния. Ибо причина

всех страданий души или тела –

нашей мысли ошибки и греходеянья.

От заслуги благой наслаждается тело героя,

а от мудрости дух его пребывает в блаженстве.

Отчего же досадовать полному состраданья,

даже [многие кальпы] скитаясь в сансаре для блага других?!"



И далее (7.30):



"Так кто из оседлавших лошадь бодхичитты,

опережающую и унынье и усталость,

и понимающих, что скачут от блаженства

к блаженству, малодушию поддастся?!"



Также не следует бояться задерживаться [в сансаре] безмерное время: длительность времени – не повод для уныния. Ведь мы унываем, даже когда короткое время испытываем очень большое страдание, и не унываем, когда долгое время не испытываем страдания, [ощущаем] счастье. По этому поводу сказано в «Драгоценном ожерелье» (3.25-27):



"[Нам] трудно перенесть даже короткое страдание:

что уж о длительном страданье говорить.

|< Пред. 195 196 197 198 199 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]