Страница:
16 из 672
Из этого очевидно, что «христианизация» образа Грааля была достаточно поверхностной и заключалась в наложении христианских формул на язычество.
Шамрей отмечает изменение представлений о камне в христианстве, где он становится символом прочности и нерушимости веры. "На сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Камнем здесь становится знаменитое исповедание Петра: "Ты – Христос, Сын Бога Живого" (Мф. 16:16). В иконографии камень, скалы говорят об аскезе, отречении от себя во имя Бога и духовном восхождении. Прямая противоположность этому – камень Грааля, у Эйшенбаха.
В нем уже все дано, он – сама полнота бытия, он самоценен. Это – камень из первозданного Рая, и он как бы заключает в себе в сжатом виде этот Рай, являясь "воплощением совершенства", "преизбытком земного блаженства", обеспечивая "место в Господнем Раю" верным ему рыцарям. И в этом опять проявляется скрытый нехристианский характер Грааля, потому что обетованный Рай не будет возвратом прежнего, а явится завершением пути человеческого совершенствования. Вспоминается и чудо Моисея, посохом высекшего из скалы источник, ставший прообразом Христа – источника воды живой. Здесь наблюдается примерно то же, о чем говорилось выше по поводу роли камня в готике, только выражено более зримо и концентрированно: "Чудо есть чудо, и чудо есть Бог".
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|