Страница:
17 из 672
Божественное прикосновение может не только проклясть бесплодную смоковницу: "Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет, И встреча с тобой безотрадней гранита" (Пастернак, "Чудо"), но и преобразить этот гранит, сделать его животворящим, источающим жизнь.
А у Эй-шенбаха с Граалем происходит лишь подобие этого преображения, как бы пародия на него: он сам становится хлебом для своих рыцарей. Но поскольку это происходит без вмешательства Бога (уже говорилось о том, что облатка у Эйшенбаха имеет мало общего с христианским причащением), то и камень не перерождается, остается лишь камнем и не может стать символом "хлеба, сошедшего с небес".
На этом прервем, может быть, несколько утомительные для читателя философские и теологические рассуждения о Граале-камне. Для нас важно, что Я. Шамрей акцентирует внимание на понимании Грааля как камня и рассматривает различные мифологические аспекты магических свойств камня. Сам интерес мифологии к камню чрезвычайно интересен и важен для нашего исследования природы Грааля.
Вскоре после выхода в свет поэмы Вольфрама появляются новые произведения о Граале: "Разъяснение", "Дидот Перси-валь", "Перлесвос", "Цикл Вульгата" и др. Авторы их остались нам неизвестны.
В XIII веке был составлен цистерцианскими монахами сборник "Поиски Грааля".
По истории Грааля много писали до 1225 года, но потом поток литературы внезапно прекращается.
В середине XV века появляется эпопея "Смерть Артура", написанная сэром Томасом Мэлори. Она послужила в дальнейшем отправной точкой для ряда опубликованных историй и даже фильмов.
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|