Последовательные стадии медитации на пустотность :: Ринпоче Кхенпо Гьямцо
Страница:
39 из 103
Важно не принимать взгляд читтаматры как солипсизм. Читтаматра не утверждает, что все это Я или наше личное переживание. Есть мир, который мы делим с другими. Однако, читтаматра утверждает, что это субстанция не отличающаяся от ума. Эта доктрина очень полезна, когда обсуждается то как сознание, которое обладает ментальной природой, может осознавать материю. Есть некоторое пространство между нашим переживанием и тем, что мы представляем как материальный мир. Например, мы воспринимаем препятствие и воображаем что-то твердое. На самом деле мы никогда не воспринимаем “твердость” как таковую. Твердость может быть представлена лишь умом. Твердые, материальные вещи не могут войти в ум и как-то там находиться. Ум не может выделить некий вид чувствующего элемента в материальный мир и так воспринимать его. Ум просто переживает ментальные события и интерпретирует их думая, что есть такая вещь как материальный мир, который затем переходит к образу.
Достаточно много современных ученых и философов думают, что дихотомия ум - материя может быть разрешена тем, что ум утверждается ни чем иным как материей. Интересным в этой теории является не только то, что здесь переживание интерпретируется в том плане, что существует материальный мир за пределами ощущений, но и что материальный мир может производить и переживать мысли, эмоции и ментальные образы, точно также как это делает ум. Более того, эти мысли, чувства и образы принадлежат материальному миру.
|< Пред. 37 38 39 40 41 След. >|