Путь разума в поисках истины. Основное богословие :: Осипов Алексей Иванович
Страница:
223 из 448
И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф. 12; 31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли ее. Христианство, таким образом, идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает возможность существования какой-то абсолютной свободы ( «по ту сторону добра и зла» ) в человеке. [84] Прот. Сергий Булгаков писал: «Свобода [человека] относительна… Она стоит и падает, преодолевается и превосходится на путях тварной жизни к ее об о жению. Свобода не есть самостоятельная мощь в себе, и она есть немощь в своем противоположении Божеству» [85] . Св. Исаак Сирин говорит: «Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы» [86] .
Апостол Павел говорит:
«Где Дух Господень, там свобода»
(2 Кор. 3; 17). Он называет человека, достигшего духовной свободы, «новым» (Еф.4; 24), подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела. Напротив, живущего греховно называет «ветхим» (Еф.4; 22), «рабом» (Рим.6; 6, 17), как не имеющим силы следовать тому, о чем ему говорят и вера, и разум, и совесть, и о чем он хорошо знает, что оно несомненно является для него благом. Это состояние духовного рабства как антитезу истинной свободе апостол Павел описывает в следующих ярких словах:
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю … в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного»
(Рим.7; 15, 19, 23).
|< Пред. 221 222 223 224 225 След. >|