Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 153 из 540

Но в его ответах всегда меньше, чем в вопросах, — есть в них всегда какая-то рассудочная упрощенность… Это был мечтатель , — у него мечты всегда больше, чем прозрения … Да, конечно, он всегда возражал против отвлеченной теории, и сам притязал строить философию дела , философию проективную … Но именно в этом его «проективизме» мечтательство и сказывается всего острее. Одинокая мечта об общем деле, — вот основной паралогизм философии Федорова…

И со своим «проектом» он точно приступает к действительности извне, как с неким предписанием, и с предписанием гетерономным… [ 75 ] Это очень напоминает законодателя и благодетеля в духе ХVIII-гo века…

Всего менее можно сближать Федорова с почвенничеством. Федоров был натуралистом в своей метафизике, вся его концепция выполнена в категориях природного бытия. Но сам он был беспочвенным, был мечтателем о почве. Подлинная « власть земли » у него совсем и не чувствуется…

Федоров прожил всю жизнь, точно был и не от мира его. Не потому так случилось, что в предвосхищении он уже восходил в горние миры, и не потому, что уходил подвизаться хотя бы и во внутреннюю пустыню. Нет, именно в этом мире он только отгораживался, огораживал себя мечтой или идеей …

Он вел суровую жизнь. Но его скорее следует назвать абстинентом, чем подвижником, и древних киников его бедность напоминает больше, чем Франциска Ассизского. Он именно воздерживается, уклоняется, сторонится, но не подвизается.

|< Пред. 151 152 153 154 155 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]