Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 156 из 540

Интересует Федорова собственно только судьба человеческого тела . И ведь именно через тело человек и сращен с природой… Но остается совсем неясно, какова же судьба души ?.. Остается и то неясным, что же есть смерть ?.. Остается неясным, кто умирает и кто воскресает, — тело или человек ?..

О загробной жизни умерших Федоров едва упоминает. Он говорит больше об их могилах, об их могильном пpaxе. И весь феномен смерти в изображении Федорова сводится собственно к тому, что поколения вытесняют одно другое, что слишком коротки сроки жизни, и вся совокупность человеческих поколений не может осуществиться сразу. Смерть в его понимании есть только натуральный изъян, недоразвитость природы и мира. «Нет смерти вечной, а устранение смерти временной — наше дело и наша задача…» Потому и врачевание против смерти предлагается натуральное, в пределах природы, силами человека и природы, без всякого трансцензуса, без благодати. «Нужно еще прибавить, что воскрешение, о котором здесь говорится, есть не мистическое, не чудо, а естественное следствие успешного познания совокупными силами всех людей слепой, смертоносной силы природы …»

Федоров настойчиво подчеркивает эквивалентность этого естественного восстановления…

В изображении «дисгармоний человеческой природы» Федоров странным образом напоминает Мечникова. Оба решают один и тот же вопрос. У Мечникова, может быть, даже больше тревоги, больше «пессимизма» в начале, и больше заботы или внимания к индивидуальной судьбе.

|< Пред. 154 155 156 157 158 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]