Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 467 из 540

И это все еще только задача. Ρусская богословская мысль должна еще пройти самую строгую школу христианского эллинизма …

Эллинизм в Церкви как бы увековечен, введен в саму ткань церковности, как вечная категория христианского существования . Конечно, речь идет не об этническом эллинизме, и не о современной Элладе или Леванте, [ 165 ] не об этом запоздалом и вовсе неоправданном греческом «филетизме». Имеется в виду « христианская античность », эллинизм догматики, эллинизм литургии, эллинизм иконы. В литургии по восточному обряду раз навсегда закреплен этот эллинистический стиль «мистериального благочестия», — так что, в известном смысле, и нельзя войти в ритм литургического тайнодействия, без некоторой мистической ре-эллинизации. И вряд ли найдется в Церкви безумец, который бы решился де-эллинизировать литургию, в перелагать ее в более «современный» склад. Самое крепкое в русской церковной культуре есть русская икона — не потому ли, что именно в иконописи эллинистический опыт был русскими мастерами духовно пережит и претворен в подлинной творческой интимности!..

Так и вообще, «эллинизм» в Церкви не есть только исторический и преходящий этап. И когда богослову начинает казаться, что «греческие категории» устарели, это свидетельствует только об его собственном выпадении из ритма соборности. Кафолическим богословие может быть только в эллинизме

Эллинизм двусмыслен, и в античном духе сильнее была скорее противохристианская стихия.

|< Пред. 465 466 467 468 469 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]