Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 535 из 540

Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898–1904).

150. ЧЮРЛЁНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас (1875–1911), литовский живописец и композитор. Символические картины (циклы «Соната солнца», «Соната весны», оба 1907) погружены в мир сказки, мечты, фантастических видений, музыкальных ритмов. Автор первых литовских симфонических поэм («В лесу», 1900; «Море», 1907).

151. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ, американское философско-литературное движение 1830–60-х гг. (манифест-эссе Р. У. Эмерсона «Природа», 1836; г. Торо, Э. Б. Олкотт, М. Руллер, Т. Паркер, частично Н. Хоторн). Название и ряд идей взяты от «трансцендентального идеализма» И. Канта, а также Ф. Шеллинга. С позиций романтизма критиковало просветительский сенсуализм и современную цивилизацию. Основные идеи: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.

152. РЕЛЯТИВИЗМ (от лат.

|< Пред. 533 534 535 536 537 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]